14 января Комментариев:
0
Просмотров:
9,437

Недостатки сиситемы валютного контроля и валютного регулирования

В приоритеты любого мирового государства входит стабилизация экономики. Основополагающим фактором обеспечения благосостояния страны является преодоление финансово-экономического кризиса через валютное регулирование и валютный контроль в контексте их согласованности между собой и системой регулирования экономики государством.

Большой резонанс вызвало недавнее обсуждение в стенах Государственной Думы вопроса о валютной независимости Российской Федерации от так называемой условной единицы – валюты США. Есть мнение, что следует постепенно изъять доллар из финансового оборота страны. Возможно ли это? Такие вопросы тоже в компетенции исполнителей валютного контроля.

Валютный контроль

Современная система валютного контроля включает в себя валютное законодательство, валютное регулирование и валютные отношения. Институциональное гарантирование системами государства, и другими уполномоченными структурами – это важная составляющая системы денежного регулирование и валютного контроля. Его законодательной платформой является Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О валютном регулировании и валютном контроле"

Самой дефиниции «валютного контроля» этот закон не объясняет, и на сегодня имеет место несколько определений этого термина. Их суть сводится к следующему, регулирование в данной сфере является комплексом требований к участникам валютных взаимоотношений и происходит под началом правительственных и финансовых органов, а также агентов валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации названы Центральный банк РФ и в настоящее время Росфиннадзор (как уполномоченная правительством федеральная структура). Агенты денежного контроля в РФ - это уполномоченные (подотчетные ЦБ) и неуполномоченные банки – участники профессиональной торговли ценными бумагами.

Механизм деятельности первых и вторых определен этим же законом. Но, как показывает практика, существуют весомые недостатки в организации их совместной деятельности. Например, большую часть информационной функции в системе валютного контроля берут на себя уполномоченные банки, которые контролируют колоссальное количество валютных операций. Эта функция содержит администрирующий элемент, что очень противоречит другой цели уполномоченных банков, как коммерческих организаций, а именно получению прибыли.

Когда речь идет о валютном контроле, нужно подразумевать большой документооборот. На сегодняшнее время уполномоченные банки кроме оформления паспортов по валютным сделкам обязаны предоставить значительное количество товарных и клиентских документов, сведений выписки счетов, составные досье, договоров и т.д., проверяют подлинность этих сведений через собственную экспертизу, фиксируют нарушения и направляют данные в ЦБ.

По мнению финансового аналитика Владимира Старшова, накопление такого количества функций по денежному регулированию снижает эффективность работы всей системы валютного регулирования и валютного контроля сразу по нескольким факторам:

  • уполномоченному банку не предоставлено право проверять уровень соблюдения валютного законодательства и принимать санкции к нарушителям;
  • большая часть сведений досье, которые предоставляются клиентами для хранения в архивах банков, используется иными участниками валютного регулирования;
  • в среднестатистической банковской структуре часто нет прогрессивных технологий экспертной оценки подлинности бумаг, что не выключает фальсификации;
  • спровоцированные конкуренцией, и чтобы привлечь клиентов, банки часто выполняют вместо них оформление документов, что идет в разрез с объективностью контроля.

Абсолютно очевидно, что деятельность банков-кредиторов как агентов валютного контроля будет вызывать противоречие интересов: прибыльно-нацеленного и функционального. В таком случае говорить про беспристрастность надзора со стороны банков просто нельзя.

Конечно, система регулирования валютных процессов в России требует доработки, особенно в контексте распределения функций между правительственными и коммерческими учреждениями. Денежная сфера государства должна контролироваться самим государством, а не его отдельными членами. Достижение этой цели нивелирует влияние мировых негативных тенденций экономики, что, в свою очередь, позволит укрепить суверенитет страны и благосостояние ее граждан.

+1
61
-1