Полемика феномена данной культуры в повседневной жизни приобрела исключительную актуальность, но каково ее значение, возникновение, направления и принципы на примерах ведущих мировых компаний чаще всего представляют расплывчатый вид. Поэтому сейчас речь пойдет о ее детальном рассмотрении.
Понятие корпоративной культуры
Эта культура представляет собой неотъемлемую часть любой организации, создающей себе репутацию высокого уровня для успешной деятельности в условиях современного рынка. Имеется ввиду демонстрация руководством компании в адрес сотрудников их неоспоримой значимости и ценности через привилегированное к ним отношение, систему мотиваций и поощрений, создание тренингов, праздничных и мероприятий, подчеркивание таланта всех работников в индивидуальном порядке и предупреждение формирования у коллектива мировоззрения обслуживающего персонала. Высококлассная культура компании, базирующаяся на ценностях, интересах, идеях и взглядах ее членов, – 50% залога успеха и лидерства! Кроме того, рекомендуется ознакомиться с пониманием корпоративной культуры тут:
История развития
Мировые исследователи достаточно давно занимаются вопросами о процессе развития корпоративной культуры. В 1939 году в своих работах Левин, Липпитт и Уайт применили общественную идею климата в организации. 1957 год обозначился разработкой Крисом Арджирисом основных теорий человеческих отношений в рамках производственного предприятия, которые спустя 3 года нашли свое применение в новосозданных теориях X и Y Д. МакГрегора. Но мировым сообществом принято считать, что внедрение корпоративных ценностей появилось в 70-х годах, поскольку до этого времени информация об организационной и корпоративной культуре упоминалась в литературе лишь изредка и косвенно. Это объясняется выпущенной книгой «The Interpretation of Cultures» в 1973 году антропологом Клифордом Гертцем, который, по мнению многих мировых ученых, является родоначальником основ теории современной организационной культуры. Различные типологии корпоративной культуры были предложены Д.Зонненфельдом, К. Камероном, Р. Куинном, Э. Шейном и другими.
Человечество современного мира является свидетелем эволюции корпоративной философии до третьего поколения. Первая эпоха, собственно, носила название корпоративной культуры, затем с течением времени она видоизменилась и вышла за пределы компании, таким образом, попав на вторую стадию – межкорпоративную среду. Сейчас наступила эра третьего поколения – социальная корпоративная культура, макроуровень.
Развитие данной культуры второго уровня происходило одновременно с зарождением культуры бизнеса, где создаются необходимые предпосылки для расширения компании через возникновение совершенно новых направлений ее деятельности, но при неустанной поддержке существующего коллектива. В 1982 году американским стратегом К. Голдом было сказано, что именно уникальные характеристики из воспринимаемых особенностей организации отличают ее от остальных отраслей. Своим высказыванием он подчеркнул ее значимость.
Известные примеры корпоративной культуры
Важнейшими условиями успешного функционирования с точки зрения корпоративной культуры компании являются:
- анализ норм служебного этикета;
- наличие корпоративного стиля;
- дресс-код.
Примерами корпоративной культуры ведущих мировых компаний и ТНК, соблюдающие все вышеизложенные условия, служат:
- «Google» – лидер поисковых систем;
- «Metro Group» ¬– представитель крупнейших торговых компаний международного класса;
- «ИКЕА» – значимый игрок на международной торговой сетевой арене, занимающийся продажей мебели и товаров для дома;
- «Coca-Cola» – мировой лидер в производстве и поставке безалкогольных напитков и концентратов.